Trip For Students
Гайд

Кавказ на машине: от Питера до Северной Осетии и Ингушетии

Когда твой внутренний путешественник кричит «Хватит сидеть в Питере!»‬, а навигатор показывает маршрут длиною в целую жизнь — значит, пришло время для эпичного автотрипа на Кавказ! Рассказываем, как за полмесяца покорить на машине топовые горные места.

Цифры: путешествие длинною в 8500 километров по дорогам России

Невероятное приключение длиною в 16 дней, из которых 11 были проведены за рулем, оставило в памяти яркие впечатления и незабываемые эмоции. Мой путь пролегал через множество городов: от Рязани и Оренбурга до Волгограда, Дербента, Грозного, с последующим погружением в горные красоты Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана и Чечни.
Я выезжала ранним утром и прибывала в пункт назначения около 22:00 того же дня, ежедневно преодолевая в среднем 772 километра. Начальной точкой знакомства с горными красотами стал Грозный, откуда и стартовал мой захватывающий маршрут по извилистым дорогам. Несмотря на высокую интенсивность маршрута, при мысли о повторении подобного приключения в столь сжатые сроки, ответ я могу дать только один: «Конечно, да!»‬.

Романтика большой дороги: Рязань — Оренбург

Время года для столь длительного автопутешествия было выбрано не самое удачное — кавказский трип случился в ноябре. Бесполезно пытаться найти рациональное зерно в моем решении, его попросту нет. Зато в таких спонтанностях удается на полную катушку прочувствовать особую прелесть больших дорог — ты никогда не знаешь наверняка, что ждет тебя впереди и сколько километров намотает счетчик пробега по возвращении.
Первый этап путешествия составил 910 километров до Рязани. Дорога выдалась насыщенной, и к вечеру я прибыла на место немного уставшей. Задержавшись в городе до 17:00 следующего дня, успела посетить уникальный гостиничный комплекс «Рыбацкая деревня» в поселке Шумашь. Особую ценность представляет местный маяк — на моей практике это единственный маяк, куда можно попасть внутрь, что делает его настоящей жемчужиной для любителей морской тематики.
Следующий этап маршрута — путь до Оренбурга — оказался самым запоминающимся. Последние сотни километров пролегли через бескрайние степи, где попутчиками стали лишь ветер и встречные машины, ослепляющие фарами. Несмотря на сложности дороги, сам город прекрасно подходит для остановки на 1-2 дня.

Оренбург — город на границе Европы и Азии. Что посмотреть?

Пешеходный мост из Европы в Азию через реку Урал
Белоснежный мост ведет из исторического центра Оренбурга в парк «Зауральная роща». Поговариваю, что можно встретить сусликов.

Канатная дорога
В 2006 году в Оренбурге открыли канатную дорогу, по которой возможно перебраться из Европы в Азию. Ее длина 233 метра. Пассажиры перемещаются в полупрозрачных кабинках. Этому проекту даже присвоили статус «Самая комфортабельная канатная дорога России».
Музей истории Оренбурга
Музей истории Оренбурга находится рядом с канатной дорогой. Его легко увидеть: здание напоминает замок. Особенно эффектно смотрится башня и часы на ней. Музей построен в 1856 году для размещения городской казны и архива. До 1974 года в здании располагалась гауптвахта.

Памятник В. П. Чкалову
Город в советское время целых 20 лет носил имя легендарного летчика. Бронзовая скульптура расположена на левом берегу Урала на пьедестале высотой в 7 метров — ее хорошо видно с улицы Советской.
Улица Советская
Центральная улица города, которая начинается от памятника Чкалову. Практически каждый дом, находящийся на этой улице — культурный памятник истории нашей страны. В одних бывали известные писатели, в других происходили важные исторические события.

Скульптура Сарматский Олень
27 августа 2010 года в Оренбурге был открыт новый памятник, изображающий символ областного центра — золотой сарматский олень. Данная скульптура является точной копией фигуры оленя, который был найден при раскопках в Илекском районе Оренбургской области.

Дорога на юг: от Волгограда до Дербента

Путешествие завело меня в Волгоград. Несмотря на непростые погодные условия — был непроглядный туман — величественная «Родина-мать» впечатляла своей грандиозностью. К слову, Волгоград запомнился мне не только знаменитой скульптурой, но и своим рельефом — бесконечные спуски и подъемы, а еще — уникальным транспортным средством, которое называется метротрам.
Я планировала ехать из Волгограда в Дербент напрямую. Путь пролегал через Калмыкию с ее столицей Элистой. Дорога широкая, но… Заправки в плачевном состоянии, платные туалеты на каждом шагу, а по обочинам — множество бездомных собак. Загруженность трассы фурами превращала поездку в постоянное маневрирование и обгон, что требовало полной концентрации на дороге.
В Дербент добралась около часа ночи. Первым делом заселилась в уютный номер у подножия крепости Нарын-Кала, где местные жители сдают комнаты путешественникам. Ирония судьбы — знаменитую цитадель я так и не посетила, но это было осознанное решение: я была знакома с этим историческим местом и решила исследовать другие достопримечательности региона.
Дагестан традиционно делится на две туристические зоны: южный и северный. В этот автомобильный трип я выбрала южный маршрут через Дербент, оставив горный путь через Махачкалу для будущих путешествий.

Доступные для легковой машины места в Южном Дагестане

Нарын-кала
Персидская цитадель, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта часть Дербентской крепости соединена с Каспийским морем двойными стенами, которые создавали когда-то преграду на пути в Персидскую державу. С высоты крепости открывается потрясающий вид на Дербент, а внутри можно посетить знаменитые ханские бани.

Хучнинская крепость
Древнее оборонительное сооружение, построенное в VII-VIII веках. Являясь частью Кавказской стены, она защищала народы Табасарана от набегов кочевников. Крепость, известная также как «крепость семи братьев и одной сестры», построена из ракушечного камня, как и Дербентская крепость.
Экраноплан «Лунь»
На побережье Каспийского моря в Дербенте расположился уникальный экспонат — экраноплан «Лунь». Этот гигантский аппарат проекта 903, созданный в конце советской эпохи, поражает своими размерами: размах крыла 44 метра, длина 73,8 метра, взлетная масса 380 тонн. При этом для управления требовалось всего 10 человек экипажа. Экраноплан мог развивать скорость до 500 км/ч, поднимаясь на 2,5-3 метра над водой.

Деревянный мост
Место недалеко от села Гулли (Джули) Табасаранского района. Деревянный мост, возраст которого вызывает споры между учеными (от 200 до 800 лет), является настоящим памятником архитектуры. Высота конструкции достигает 10 метров, а сложен он из массивных бревен и деревянных брусьев.
Кужниковский природный мост
Настоящее чудо природы, образованное тысячелетиями вымывания и выветривания породы. Каменную арку дополняет живописный водопад, струи которого стекают по скале прямо под мостом. Путь к природному памятнику пролегает через лес, где деревья достигают 15-20 метров в высоту. Маршрут начинается от окраины села Кужник и занимает около 3 часов в обе стороны.

Путешествие через горы: когда природа диктует свои правила

Закончив исследовать Южный Дагестан, я направилась в Грозный. По пути решила заехать на водопад Тобот и к Языку тролля.
Эта поездка определенно научила меня смирению, ведь маршрут через горный Дагестан начался с непредвиденных обстоятельств — закрытие дороги к Языку тролля из-за обрушения горных пород. Ситуация была осложнена тем, что участок трассы Гунибское шоссе — Вантляшевский перевал был временно закрыт из-за обвала в Шамильском районе. Объезд проложили через Хунзах — неверный поворот вынудил меня потерять целый час.
К тому моменту уже начало смеркаться. Навигатор выбрал необычный маршрут через горы в сторону Грозного, посчитав его короче, чем путь по равнинам через Махачкалу. В итоге, преисполненная невероятными горными пейзажами и впечатлениями от ночного путешествия, я добралась до Грозного в полной темноте. Из столицы Чеченской Республики я планировала ехать в Ингушетию и Северную Осетию.

Что посмотреть в Ингушетии, если ты на легковой машине

Дорога до Ингушетии принесла мне неожиданное открытие — качество интернета в горах оказалось лучше, чем в степных районах, что позволило оставаться на связи даже в самых отдаленных уголках региона. Вторая неделя путешествия по России далась непросто — усталость давала о себе знать, но горные пейзажи помогали бороться со сном.
В Ингушетии на меня особое впечатление произвел Ляжгинский водопад — одна из главных природных достопримечательностей региона. Расположенный в живописном ущелье, он образован водами ручья Ляжги, питаемого горными ледниками. К водопаду ведет специально оборудованная экологическая тропа, проходящая через безумно красивые лесные массивы. Несмотря на то, что осенне-зимний период делает путь к водопаду особенно сложным (тропы заносит опавшими листьями), природная красота этого места стоит затраченных усилий.
Башенный комплекс Таргим
Этот исторический памятник был домом для знатных ингушских семей, построивших здесь неприступные замки в XV-XVII веках. Архитектурный ансамбль включает как оборонительные воувы, так и жилые галы, а также древние могильники. Особенностью башен является их пирамидальная форма, сужающаяся кверху, которая делала башни практически неприступными. Интересно, что вход располагался на втором этаже, а доступ обеспечивала приставная лестница, которую в случае опасности поднимали наверх, как подъемный мост средневековых замков.

Вовнушки
Этот уникальный комплекс, расположенный в Джейрахском районе, получил название от словосочетания «место оборонительных башен». Три величественные башни — две на одной скале и одна на противоположной — настолько органично вписаны в горный ландшафт, что кажутся его естественным продолжением. Это делает Вовнушки одним из самых впечатляющих фортификационных сооружений региона.

Эгикал — жемчужина Ассинского ущелья
Один из крупнейших башенных комплексов Ингушетии, расположенный в Ассинском ущелье, начал формироваться еще в XII веке. Древнее поселение стало важным культурным центром, жители которого славились гончарным и оружейным мастерством, а также знаниями в народной медицине. Все башни комплекса построены по уникальной циклопической технологии — камни соединялись без использования скрепляющего раствора.

Башенный комплекс Ний
Главная достопримечательность поселка Ний — крупный архитектурный комплекс с множеством уцелевших сооружений. Кроме 4 боевых, неплохо сохранились 13 жилых башен, а также 14 могильников. Территория поселения считается частью музея-заповедника и охраняется государством.

Северная Осетия: от мистических склепов до целебных источников

Завершив исследовать Ингушетию, я отправилась в Северную Осетию. Извилистые горные дороги привели меня к одной из самых значимых точек региона — Кармадонскому ущелью. По пути к главной цели встретились живописные качели.
Первым пунктом программы стал Даргавский «Город мертвых» — самая мистическая достопримечательность. 95 светло-желтых склепов, словно маленькие домики, хранят память о 10 тысячах человек. Захоронениям уже 600-700 лет, и каждая усыпальница — это история целого поколения горцев. Особенно впечатляет конструкция склепов: некоторые, кажущиеся снаружи одноэтажными, на самом деле имеют по два-четыре этажа, уходящих под землю.
Кармадонское ущелье оправдало свою репутацию природной жемчужины на десять из десяти. Помимо захватывающих видов, здесь находятся знаменитые термальные ванны с радоновой водой, способной исцелять различные недуги. Однако мой маршрут не позволил выделить целый день на посещение этого комплекса — путь от ущелья до источников составляет около 15 километров.
Решением стал термальный комплекс в Бирагзанге. За скромную плату в 300 рублей можно погрузиться в целебную минеральную воду. История этого места началась в 1990-х годах, когда геологи, искавшие нефть, обнаружили здесь горячий минеральный источник. Позже выяснилось, что вода обладает лечебными свойствами, помогая при кожных заболеваниях и полиартрите.

Кавказ на машине: что нужно знать?

Подготовка авто:
  • берем полноприводный внедорожник с высоким клиренсом;
  • перед путешествием проверяем состояние резины (особенно если едем с сентября по апрель);
  • берем с собой запаску;
  • запасаемся маслом (1л), антифризом (1л) и тормозной жидкостью.
Топливо:
  • в городах проблем не будет, но перед горными маршрутами заправляемся впрок;
  • пользуемся только сетевыми заправками.
Из неочевидного для поездки в горы:
  • берем наличку;
  • скачиваем карты для офлайн-навигации;
  • подготавливаем музыку для дороги, чтобы не расстраиваться из-за плохого сигнала радио.
Особенности маршрута:
  • готовимся к тому, что в горах будет не только асфальтированный серпантин, но и грунтовка;
  • помним о том, что находимся в горах и можем нарваться на внезапные камни;
  • помним о том, что находимся в горах и можем нарваться на пасущиеся стада.
Пропуск
Для некоторых приграничных зон потребуется пропуск, который оформляется бесплатно через Госуслуги или по почте (для россиян — до 15 дней, для иностранцев — до 30 дней).
Финансы:
  • Основные статьи расходов распределились следующим образом (цены актуальны на ноябрь-декабрь 2023 года):
  • проживание: 31.000 рублей;
  • топливо: 38.600 рублей;
  • омывающая жидкость: 7 канистр по 5 литров (около 1.500 рублей, покупала в дороге);
  • питание: преимущественно что-то быстрорастворимое (мечта о горячем супе осуществилась только по возвращении в Петербург).
Надеюсь, историю моего авто путешествия было интересно читать!

Если вы пока не готовы к самостоятельному исследованию Кавказа, присоединяйтесь к Trip Family в путешествиях: этим летом мы вновь отправимся в Осетию — нас ждут захватывающие горные пейзажи и горячие источники, бьющие из горных пород — а также в Южный Дагестан — будем много ходить и восхищаться красотой природы вокруг.

Вам может также понравиться

    Забронировать
    место
    и задать вопросы
    По всем вопросам бронирования путешествия, покупке билетов, одежде и тд. можно связываться с нами:
    Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ